Учителям начальной школы рекомендовано в рамках внеклассного чтения познакомить ребят со стихотворением Владимира Маяковского «Кем быть?». А вот особо актуальной эта фраза великого поэта становится для учеников девятых классов.
В Губахе на помощь девятиклассникам приходят участники проекта «Профи», который проводится «Информационно-методическим центром» уже девять лет.
Концепция предпрофильных курсов на первый взгляд проста. Педагоги-участники готовят программы курсов для учащихся девятых классов школ №№2 и 14. Программы проходят экспертизу на экспертно-методическом совете. После чего на мероприятии-открытии педагоги презентуют их.
Ребята выбирают два курса, которые хотели бы посещать. И начинается самое интересное и трудное. На протяжении двух месяцев на таких внеурочных занятиях педагог должен раскрыть суть программы, заинтересовать старшеклассников, помочь сделать им итоговую работу. А ребята в столь короткий срок впитывают знания, которые им не дадут в рамках школьной программы.
В этом году помочь 286-и девятиклассникам определиться с выбором будущей профессии изъявили желание 23 педагога. Это учителя школ №№2 и 14 Губахи, Уральского медицинского и Уральского химико-технологического колледжей, методисты МАУ ДПО «ИМЦ» и представитель дошкольного образования.
Как вы понимаете, тематики курсов разнообразны: детальное изучение физики, математики и химии, Web – программирование и прокачка базового английского, основы бизнеса и цифровой анализ личности, основы юридической грамотности, сестринского дела, тонкости профессии воспитателя, основы интернет-журналистики.
БЕЗ КОММУНИКАЦИИ - НИКУДА
На протяжении вот уже пяти лет самым массовым по числу обучающихся становится курс по психологии. Ведёт его педагог школы №2 Светлана Поташ. Мы побывали на одном из занятий и не смогли остаться просто наблюдателями. Как тут сидеть в стороне, если предлагаются тесты, например, по выбору профессии на основе рисунка и ассоциаций.
На курсе Светланы Александровны тихо бывает редко. Даже когда учащиеся заполняют анкеты, они проговаривают что-то вслух. Думают, обсуждают, удивляются результатам.
Некоторые ещё больше убеждаются, что направление профориентации выбрано верно. К таким ребятам относится Розалина Кондратьева. Девушка призналась нам, что серьёзно думает о том, чтобы связать свою жизнь с психологией: «Я уже встречала людей с проблемами такого рода. И хочу помогать им разобраться в себе, наладить жизнь». Подруга Розалины Яна Ташлыкова профессию психолога на себя не примеряет. На курсы записалась, чтобы улучшить навыки коммуникабельности. Говорит, что уже спустя несколько занятий ей стало проще общаться с незнакомыми людьми, в том числе, и сверстниками из других школ.
Таких, как Яна на курсе – большинство. Светлана Александровна рассказала нам, что на первом занятии традиционно проводит небольшую диагностику. Ребята отвечают, почему выбрали именно этот курс. И перевес на стороне тех, кто хочет стать более открытым, коммуникабельным, научиться продуктивно общаться с людьми. Девятиклассники понимают, что без этих мягких навыков успешным в современном мире не стать.
СЛЕДУЮЩИЕ НА ОЧЕРЕДИ - ВОСЬМИКЛАССНИКИ
В этом году очередные предпрофильные курсы подходят к концу. Остался один из самых важных этапов. Ученики каждого курса под руководством педагога должны подготовить итоговую работу. Это могут быть демонстрация физического или химического опыта, презентация, тестирование, решение задач на время и так далее. Зрителями станут восьмиклассники школ №№2 и 14. Ведь именно им предстоит в следующем году тоже делать выбор, кем быть.
Один из организаторов реализации проекта «Профи», директор МАУ ДПО «Информационно-методический центр» Лариса Сизова так обозначает основную его цель:
- Проект позволяет объединить усилия педагогов в создании условий для профессионального самопределения учащихся, выявления способностей и предпочтений, умения сделать осознанный выбор своей дальнейшей траектории в жизни.